Вход
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
23.05.2018, 15:47

Татьяна Прокофьева: «Генплан дает людям возможность понять, что можно, а что нельзя строить»

Фото: Марат Мугинов

(Город Казань KZN.RU, 23 мая, Екатерина Виславская). Новый генеральный план поможет казанцам не попасть в ловушку недобросовестных продавцов недвижимости, заявила на пресс-конференции в Управлении архитектуры и градостроительства главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. Она и первый заместитель директора ГАУ Института генплана Москвы Олег Григорьев рассказали журналистам о принципах, которым следовали разработчики нового генерального плана города, его основных положениях и нововведениях, которые ждут казанцев до 2035 года.

Казань опередила прогноз развития, поэтому необходим новый генплан

Действующий генеральный план Казани рассчитан на 2007-2020 годы, однако в 2014 году решено было начать разработку проекта нового. «На самом деле, есть масса причин для такого решения. С 2007 года было принято много федеральных, республиканских и местных документов, которые не укладываются в действующий генеральный план», - объяснил Олег Григорьев, являющийся руководителем группы разработчиков. Стратегия социально-экономического развития Татарстана до 2030 года, Стратегия социально-экономического развития Казани до 2030 года, комплексная система организации дорожного движения (КСОД) на 2015-2020 годы и другие программы ставят перед городом новые задачи, не учтенные прежде.

Однако основным поводом стало то, что Казань достигла некоторых показателей, заложенных в действующем генплане, раньше срока. Например, численность населения, которой планировалось достигнуть только в 2020 году, была в Казани уже в 2013 году. Рост количества жителей требует большего числа школ, детских садов, дорог и много других перемен.

Численность населения Казани, которой прогнозировалась только в 2020 году, была достигнута в 2013 году

К разработке привлекались местные архитекторы

Институт генплана Москвы провел большой анализ текущей ситуации в городе, начиная транспортной системой, заканчивая экологической обстановкой. Так, для уточнения количества горожан и границ города были использованы данные сотовых операторов. «Мы, пользуясь обобщенными данными сотовых операторов, посчитали вас всех. Естественно, обезличенно. Где вы ночуете, где находитесь днем. Каждая симка была посчитана: как она передвигается по городу, где находится. Удалось получились данные о реальном населении Казани, реальном количестве рабочих мест и реальным границам города, потому что они, понятное дело, совершенно не совпадают с административными, они гораздо шире», - рассказал Олег Григорьев.

Анализировался большой объем данных, полученных из разных источников, и в результате была составлена комплексная оценка территории города. Одним из принципиальных моментов при работе над новым генпланом, по словам руководителя группы разработчиков, было привлечение местных архитекторов, экологов и инженеров. Для этого в Москве и Казани прошло несколько проектных сессий, а после было создано 4 проектных группы, которые разработали по одной концепции развития города. Они широко обсуждались и анализировались, а после легли в основу итоговой концепции. На ее основе и разрабатывался проект генерального плана.

Основные принципы

Реализация первой очереди нового генерального плана рассчитана на срок до 2025 года, расчетный период – до 2035 года. Ключевой принцип нового Генплана – гармоничное развитие всех зон. Разработчики приняли во внимание тот факт, что некоторые территории имеют хорошую транспортную доступность, но недонасыщены объектами и неэффективно используются. Поэтому в проекте предусмотрели сбалансированность размещения всех объектов на территории города, чтобы исключить так называемую «маятниковую миграцию». Другими словами, казанцы должны получать все услуги в шаговой доступности от дома. То есть город будет развиваться полицентрически, во всех направлениях, и будут создаваться дополнительные центры второго плана.

Был учтен также принцип опережающего развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры при освоении новых участков. «Не должен город и инвесторы, которые осваивают территории, сначала построить там дома на 1300 человек населения, а затем думать, как провести туда дороги, построить школы, объекты социального обслуживания», - отметил Олег Григорьев.

Проект отличается от действующего еще и четким обозначением зон, в которых допустимо строительство. «Если в старом генеральном плане такие зоны, как МДР (минимально допустимых расстояний) и другие, не были явно обозначены, что открывало для недобросовестных людей возможность продавать свои участки, зная, что там строить нельзя, и не говорить покупателям об этом, то в новом эта информация четко обозначена, - предупредила Татьяна Прокофьева. – Такое происходило и происходит до сих пор. Доходит до смешного. Недавно к нам пришла женщина и сказала «Не показывайте мой участок в этой зоне, потому что завтра я его продаю». То есть она знает, что там строить нельзя, хочет продать за максимальную цену и просто не хочет, чтобы это было выявлено на документах генерального плана. Генеральный план дает людям возможность понять, в какой зоне находится объект, что можно, а что нельзя строить».

Город поделен на функциональные зоны

В результате, если посмотреть на один из чертежей, можно заметить, что весь город поделен на функциональные зоны, каждая из которых кроме своего номера получает код. Он говорит о допустимых способах ее использования, нормативах по размещению объектов социальной инфраструктуры, в том числе детских садов, школ и поликлиник. Например, код «204» дается зоне многоквартирной многоэтажной застройки, чем определяется стратегия развития этой территории, очередность строительства, максимальный объем жилой и нежилой застройки. «Последние два показателя носят принципиальный характер, именно в этом заключается баланс города, той стройки, которая возможна в нем, для того, что не получилось нигде перекосов, когда мы получаем какой-нибудь спальный район, который не имеет доступности рабочих мест и всего остального», - объяснил представитель разработчика.

Согласно новой концепции, в городе исключаются земли сельхозназначения, зато появляется большое количество зон смешанного функционального использования для того, чтобы в Казани не было спальных районов. Под строительство новых объектов социального обслуживания отведено порядка 7 млн кв м: большинство из них приходится на школы и детские сады, следом идут объекты культуры и торговли. Карта границ города практически не изменилась, расширение не предлагается.

«Зеленая Казань» станет больше на 12%

Природно-рекреационному каркасу было посвящено большое внимание, проект генплана обсуждался с экологами. Территория зеленых насаждений увеличится на 12%. В городе учтены все участки, начиная от крупных, вроде озера Лебяжье, заканчивая самыми мелкими скверами. «Они подсчитаны и вошли в эту карту. Организованы связанные системы, в которых есть ядра, некие связи между ними. Здесь мы попытались достичь экологического устойчивого функционирования с тем, чтобы системы могли себя поддерживать, и это была бы действительно экологически связанная развивающаяся система», - отметил Олег Григорьев.

Специалисты провели комплексную оценку города на предмет загрязнения атмосферного воздуха. Красным цветом на соответствующей карте выделена территория у завода «Казаньоргсинтез», у мест складирования твердых бытовых отходов, вдоль основных магистралей. «У нас возрастает территория, которая является пригородной, снижаются функциональные комплексы, которые активно и негативно воздействуют на окружающую среду, увеличиваются нейтральные территории, которые на нее не воздействуют», - добавил он.

Кроме того, вопреки слухам, озера на ул.Чуйкова будут сохранены.

Будет увеличена площадь озелененных территорий общего пользования.

Большое казанское кольцо замкнется

Будет развиваться электротранспорт. В новом генплане указано, например, что в будущем замкнется большое казанское кольцо, появится отдельная ветка скоростного трамвая в микрорайон «Салават купере». Федеральное агентство железнодорожного транспорта предлагает организовать движение по железнодорожному кольцу, и оно тоже заложено в генплане. Закладывается увеличение общего объема пассажирских перевозок с 443 млн до 600 млн пассажиров в год, снижение объема перевозок на личном транспорте с 40% до 34%. Средняя дальность поездки пассажиров на общественном транспорте увеличится с 7 км до 9 км, а среднее время поездки от дома до работы уменьшится с 33 до 30 минут.

К расчетному сроку до 2050 года предполагается строительство двух дополнительных мостов через Волгу, которые помогут выровнять нагрузку на мосты через Казанку. «Они практически перестают быть так серьезно в часы-пик загружены, как сейчас, выравнивается нагрузка на существующий мост через Волгу, которую в основном генерирует Иннополис», - отметил Олег Григорьев.

Строительство метрополитена будет продолжено

В проекте заложены также коридоры под метрополитен. «Мы не можем точно сказать, когда будет строительство, в каких объемах, все-таки это больше зависит от федерального и республиканского бюджета. Тем не менее, все ветки для метрополитена заложены, коридоры сохраняются, добавляются новые территории под метродепо», - предупредил он.

«На самом деле, мы не отказываемся от строительства метро, - уточнила в свою очередь главный архитектор Казани. - Даже понимая, что отсутствует финансовая эффективность, мы при наличии финансирования, конечно же, строить будем».

Некоторые новые дороги пройдут через поселки

Разработчиками создана карта строительства улично-дорожной сети, где размечены дороги, которые необходимо начинать строить уже сегодня и завершить до 2025 года, чтобы избавиться от пробок. «Та же самая дорога, которая идет вдоль зоны аварийной посадки (КАПО – прим.), она не для того, чтобы просто на генплане появилась красивая линия, а для того чтобы разгрузить Южную трассу, дорогу в районе Казанского завода компрессорного машиностроения. В утренний час-пик пробка начинается в районе первого светофора на Мамадышском тракте, плавно вливается в пробку на Южной трассе от ул.Сахарова до завода и рассасывается более-менее к развязке на ул.Гаврилова. Это ежедневная утренняя пробка, и с каждым годом она будет только ухудшаться, если мы не сделаем два новых съезда через Казанку. Мы тоже не имеем выбора: если этого не сделать, замкнется мост у компрессорного завода, и Миллениум, и все остальные связки между заречьем и центральной частью города», - предупредил руководитель группы разработчиков.

Тем временем, журналистов интересовало будущее домов в поселках, которые могут попасть под снос, так как находятся на месте будущих дорог. «Новый генплан не предлагает ни одного участка дороги, предполагающего снос, которого не было в действующем генплане. Все, что предполагает снос, есть в действующем генплане, - предупредил Олег Григорьев. - Понятно, что строительство новых дорог неминуемо кого-то затронет. Особенно те самые поселки, где вместо положенного этим классом дороги коридора все загорожено забором. Мы понимаем, как это делается иногда самими жителями. Понятно, что чьи-то интересы мы затронем. Но альтернатива простая: либо вы стоите в пробках, в том числе в тех же самых Салмачах на центральной улице, либо город опять же думая о жителях делает дополнительные участки улично-дорожной сети». Это касается, в частности, поселков Карьер, Большие Клыки, Салмачи. Большинство из домов, которые могут пойти под снос, построены в зонах, которые предусмотрены генпланом под развитие улично-дорожной сети, в зонах, где они не должны были появиться. Они были построены из-за разрыва между федеральным законом о дачной амнистии и законом, который диктует зоны с особыми условиями развития территории.

Он добавил, что судьбу некоторых таких домов удалось скорректировать – так, после переговоров с Управлением архитектуры и градостроительства Казани и крупными предприятиями решено было «увести» планирующуюся к строительству дорогу через поселок Новая Сосновка в зону аварийной посадки.

Татьяна Прокофьева заметила, что при разработке проекта нового генплана рассматривались все возможные варианты прохождения дороги, велся поиск коридора, который минимально затронет жителей. «Генеральный план, где намечается прохождение дорог, не означает снос жилой застройки. Во-первых, эти коридоры предусмотрены на перспективу, и когда в соответствии с планом развития дорожной сети муниципалитет принимает решение о строительстве этой дороги, тогда уже предпринимаются все меры для того, чтобы разработать очень детальный план и проект этой дороги. На этой стадии еще раз будет уточняться коридор и будут приниматься решения об изъятии или каком-то ином финансировании строительства участков этой дороги», - сказала она.

Разработчики проекта генплана вынесли на обсуждение несколько предложений по развитию метрополитена.

Поселок Отары активно застраиваться не будет

Будущее поселка Отары тоже нашло отражение в генеральном плане. Он входит в зону, которую архитекторы-градостроители рассматривают как резервную. В новом генплане, так же как и в действующем, на этой территории по максимуму предусмотрена рекреационная зона.

«Что касается самих Отар, они остаются территорией индивидуальной жилой застройки. Как мы знаем, сейчас проводится большая работа по рекуперации иловых полей, планируется применение новых технологий, поэтому мы считаем, что экологическая ситуация в этом районе будет улучшаться, но интенсивного строительства мы там не предполагаем, не планируем. Вся зеленая зона, которая там сейчас в существующем генплане и в реальности есть, остается как резервная рекреационная зона», - объяснила Татьяна Прокофьева.

На месте Казанского порохового завода может появиться технопарк

Перенос Казанского порохового завода за пределы города обсуждается. В новом генплане заложены планы по развитию территории, на которой он находится.

«При разработке генерального плана мы совместно с разработчиками, скажем так, прощупали этот участок. Сам вынос порохового завода для нас должен означать, конечно, не ухудшение ситуации, а мы должны рассматривать его как появление некоего резерва территории и интересные возможности. Тем не менее, после того, как было проведено достаточно подробное моделирование, разработчики увидели, что жилая застройка там невозможна», - сказала она.

Это связано не только с требованиями по рекультивации земель. Жилая застройка не впишется в существующую и даже планируемую в далекой перспективе дорожную сеть. Возможно, территория порохового завода станет местом для нового технопарка или производства 3-4 классов опасности.

По территории у Казанки вдоль ул.Гаврилова найден компромисс

Прибрежную территорию Казанки вдоль ул.Гаврилова казанцы называют спорной. Разработчики генплана в его проекте сократили участок жилой застройки, однако полностью исключать его не стали. «Давайте понимать, что либо мы делаем плотный город, не исключая такие варианты, как «Салават купере», когда потом все дружно мучаемся с обеспечением этого района: транспорт и остальное  – либо стараемся размещать застройку внутри города, в том числе и вдоль ул.Гаврилова, - заявил Олег Григорьев. - Участок природы там сохраняется, можно сделать великолепный парк с набережной вдоль Казанки. При этом давайте не забывать, что выше ул.Гаврилова земля, примыкающая к авиационному заводу, это 800 га природно-рекреационной территории, на которой может быть организован великолепный парк и весь район кварталов находится в шаговой доступности от этой территории».

Согласно новому генплану в Казани запланировано развитие улично-дорожной сети.

Представитель Института генплана Москвы, отметил, что в этом есть свои плюсы – если сейчас здесь дикая территория, то застройка влечет за собой ее благоустройство. «Рекреационный потенциал этой зоны сегодня не используется полноценно, а в генеральном плане заложено именно использование и развитие этой территории», - сказал Олег Григорьев. При этом он добавил, что, однако, вопрос по выносу подстанции нереализуем - остается, и это подразумевает наличие здесь санитарно-защитной зоны, что затрудняет ее использование как рекреационной.

В ответ на вопрос о строительстве дороги вдоль Казанки он уточнил, что здесь проходит только одна дорога по ул.Гаврилова, которая выходит на М7. Она необходима для подъезда к территории и ее обслуживания. Будет также одна поперечная, которая позволит связать восточную и северную части города.

Набережная Казанки в другом месте, от комплекса «Ривьера» до ул.Рабочей согласно генплану будет благоустроена. На части этого участка, который примыкает к ул.Сибгата Хакима, предполагается размещение общественной застройки, а на остальной территории – развитие парковой зоны с обустройством набережной. Жилье здесь строиться не будет. «У нас были разные варианты размещения: и концертного зала, и библиотеки. Это будет только какая-то интересная общественная застройка для жителей Казани и парковая зона», - уточнила Татьяна Прокофьева.

Публичные слушания и консультации

В заключение встречи с журналистами ее организаторы напомнили, что на следующей неделе начнутся публичные слушания. Встречи пройдут с 29 мая по 6 июня на 13 площадках города, график опубликован на портале KZN.RU. На суд казанцев будет вынесена рабочая версия генплана. Вопросы, заданные во время встреч и письменно оформленные, будут обобщаться и анализироваться разработчиками. Если они будут рациональными и помогут улучшить инфраструктуру города, то будут приняты во внимание.

Те же казанцы, что покупают землю или дом и не хотят попасть на удочку недобросовестных продавцов, до принятия нового генплана могут обращаться в Управление архитектуры и градостроительства за получением муниципальной услуги под названием «Справка из информационной системы градостроительной деятельности». В документе будут указаны все ограничения, коммуникации, санитарно-защитные зоны и другая важная информация.

Фоторепортаж
Пресс-конференция по проекту генплана Казани, 23.05.2018
Видеорепортаж
23.05.2018 15:06
Пресс-конференция по проекту генплана Казани, 23.05.2018
Все новости