Вход
Регистрация
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
19.03.2019, 13:31

Наиль Мирсаитов: «Каждый учитель находит свой ключ к сердцу ребенка»

Фото: пресс-служба Министерства образования и науки РТ

(Город Казань KZN.RU, 19 марта, Алина Бережная). Учителю биологии лицея-интерната №2 Московского района Казани Наилю Мирсаитову всего 28 лет. Несмотря на столь юный для учителя возраст, ему удалось обойти 40 опытных педагогов и стать учителем года Татарстана. Сейчас Наиль Мирсаитов готовится к всероссийскому этапу конкурса профессионального мастерства, который пройдет осенью в Грозном. Работу в школе он совмещает с преподавательской деятельностью в Казанском университете. Амбициозный, целеустремленный, молодой учитель рассказал читателям портала KZN.RU о своей победе в конкурсе, секретах успеха, безграничной любви к своей профессии и планах на ближайшие полгода.

«Когда работаешь в коллективе, где есть такие учителя, хочется им соответствовать»

Наиль Галимжанович, поздравляем вас с победой. Что для вас значит звание «Учитель года»?

Н.М.: Это огромная честь и большая ответственность представлять Татарстан на таком престижном педагогическом конкурсе. Ближайшие полгода я проведу в подготовке к российскому этапу конкурса. У меня есть мечта – достойно выступить на всю страну. Мне важно не подвести людей, которые верят в меня. Учителя ничем не отличаются от учеников. Подготовка к школьной олимпиаде или к всероссийскому конкурсу – это грамотно выбранная траектория развития. Собственно сейчас я и займусь этим, рассчитаю свою тактику, которая позволит продуктивно подготовиться к предстоящему конкурсу.

Как вас встретили в лицее после победы?

Н.М: Не было ни одного ученика, который бы меня не поздравил, дети жмут руку, говорят, что рады моей победе. Учителя также довольны, все желают дальнейших успехов. Но я всем говорю, что эта победа – общая заслуга. Да, участвовать в различных конкурсах важно, но более значимо – чувствовать в этот период поддержку учеников, ведь это они заставляют поверить в себя и свои силы. Дети невероятно вдохновляют и мотивируют.

  Расскажите, что сподвигло вас к участию в конкурсе?

Н.М.: В нашем лицее работает учитель математики Алмаз Хамидуллин, который в 2017 году вошел в пятерку сильнейших на всероссийском этапе конкурса «Учитель года». Когда работаешь в коллективе, где есть такие учителя, хочется им соответствовать. Он предложил мне попробовать свои силы, и я согласился. Подготовка была разноплановая, потому что каждый этап конкурса особенный. Я читал много книг по психологии, повторял нормативно-правовые акты, федеральные государственные образовательные стандарты. Но самая лучшая подготовка – это практика, вести больше уроков, находить недочеты, исправлять их.

Сложно ли далась победа? Все-таки конкуренция была серьезная…

Н.М.: Нельзя сказать, что на конкурсе кто-то был лучше, а кто-то хуже. На республиканский этап вышли сильнейшие учителя, профессионалы своего дела, у многих огромный педагогический стаж. Я многому научился у конкурсантов, в этом и есть вся прелесть конкурса. Моя победа – это во многом заслуга коллектива лицея, так как без их поддержки и знаний ничего не получилось бы.

«Уезжать в другую страну не хочу, у меня есть желание развивать образование здесь»

Почему вы выбрали профессию учителя?

Н.М.: Я понял, что хочу стать учителем, еще когда сам был учеником лицея-интерната №2. На мой выбор сильно повлияли мои учителя. Это профессионалы с большой буквы, которые умели не просто преподавать, а вдохновляли и могли заинтересовать предметом. У меня было два учителя биологии, один из них – Фарида Ахмедовна Маликова – сегодня до сих пор мой наставник и по совместительству коллега. В работе учителя меня привлекает общение с детьми, развитие, изучение новых дисциплин, каждый день я узнаю что-то новое – готовлюсь к уроку и параллельно сам узнаю что-то новое. Я безумно люблю свой лицей и не жалею, что вернулся сюда после окончания Московского педагогического государственного университета. У меня был выбор – остаться в Москве и продолжить там учебу в аспирантуре либо вернуться в родной лицей и здесь начать свою карьеру учителя. Я выбрал второе, и вот уже 6 лет участвую в развитии своего лицея, дарю знания детям республики.

 Вы преподаете биологию, с чем связана такая любовь к этому предмету?

Н.М.: В университете мне предложили три направления учебы. Я выбрал биологию и английский, потому что еще лицеистом любил эти два предмета и мечтал ими овладеть в совершенстве. Все так и получилось. Это международная практика – изучать предмет на английском языке. Да, сначала возникают трудности, но интерес и желание достичь цели берут верх.

Как вы сами учились в школе?

Н.М.: Я окончил лицей с серебряной медалью. Хотя были технические предметы, которые давались сложно – черчение, математика, физика, но в лицее испокон веков царила дружелюбная атмосфера, где все друг другу помогают. Так, сложные для меня предметы объясняли одноклассники. К слову, сейчас двое моих одноклассников тоже преподают в лицее.

Вы владеете английским языком. Не было ли желания переехать жить за границей?

Н.М.: Уже став учителем в лицее, я ездил в Америку на стажировку. Это был хороший опыт – познакомился с интересными методиками, но мы недооцениваем российскую систему образования, она действительно очень сильная, и в ней заложен огромный потенциал. Уезжать в другую страну я не хочу, у меня есть желание приносить пользу своей стране, развивать образование здесь.

«Во главе урока должна быть любовь, которая порождает ответное чувство у учеников»

Помните ли вы свой первый рабочий день?

Н.М.: Такое не забывается. Это был урок в 9 «А» классе. В период учебы в университете у меня было много практики, но даже несмотря на это в свой первый рабочий день я испытывал волнение. С первых минут урока я попытался найти взаимопонимание с учениками. К счастью, мне удалось их заинтересовать, и урок прошел без казусов. Но был один неловкий момент. В этом классе учились порядка 10 мальчиков с именем Булат и один ученик с фамилией Булатов. Было забавно, когда в момент переклички я считал глазами всех этих Булатов.

Ваш возраст – это преимущество в вашей работе? Возникают ли в общении с детьми проблемы с субординацией?

Н.М.: Я считаю, что это преимущество, потому что чем меньше разница возрасте между учителем и учениками, тем легче выстраиваются отношения, появляется больше точек соприкосновения, есть общие интересы, и дети с большой охотой идут на контакт. Я думаю, что за молодыми учителями будущее, в школах нужно давать возможность раскрываться начинающим педагогам. Особенно продуктивен образовательный процесс, если молодые учителя работают вместе с опытными коллегами. Так, например, у нас в лицее есть учителя с огромным стажем, они выступают наставниками для молодых педагогов. И это не просто слова – они приходят на уроки, делают замечания не как критики, а так, что возникает желание совершенствоваться.

 Как сегодня увлечь детей уроком?

Н.М.: Каждый учитель находит свой ключ к сердцу ребенка. Для меня важно выстроить доверительные отношения с учениками. Если в классе царит благоприятная атмосфера, тогда и образовательный процесс будет идти легко. На уроках я люблю рассказывать интересные факты – все это увлекает детей, они начинают внимательно слушать. Во главе урока должна быть любовь, которая порождает ответное чувство у учеников. Все классы разнообразные, со своим характером. Я никогда их не сравниваю. Как правило, один и тот же урок в разных классах может пройти по-разному.

«Детей обмануть нельзя, они чувствуют фальшь»

Меняется ли роль учителя в XXI веке? Какие новые задачи должен ставить перед собой учитель, когда он уже не является единственным источником знаний?

Н.М.: Учитель сегодня – это, прежде всего, наставник, который направляет учеников, учит, где и как искать необходимую информацию, помогает в выборе будущей профессии и так далее. Учитель должен подготовить ребенка к взрослой жизни, чтобы переход от школы к университету был плавный. Школьные знания должны быть практичными, адаптированными под современную жизнь.

Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный учитель?

Н.М.: Детей обмануть нельзя, они чувствую фальшь. От искренности учителя зависит уровень восприятия информации у детей. Учитель должен стать авторитетом для учеников, человеком, которому можно верить, и его знания ни в коем случае не должны вызывать сомнения у учеников. К детям нужно относиться как к равным.

Сложно ли совмещать работу преподавателя в университете и учителя в школе?

Н.М.: Когда мне предложили проводить в университете семинары, я воспринял это как вызов. Мне захотелось попробовать себя. С этого года я начал читать лекции для иностранных студентов. Для меня это колоссальный опыт – языковая практика, а также возможность узнать о развитии медицины в других странах. Переключаться со школы на университет не сложно, главное – любить дело, которым занимаешься. Я хочу и дальше совмещать две эти работы. А говоря о планах, задумываюсь писать научные статьи по палинологии – науке о пыльце. Сейчас мы со студентами как раз занимаемся ее изучением.

Наиль Галимжанович, желаем вам успехов в работе и достойного выступления на Всероссийском этапе конкурса «Учитель года».

Фото Марата Мугинова и из личного архива Наиля Мирсаитова

Все новости