Городская думаИсполнительный комитет

Органы местного самоуправления

 
Доклад начальника Управления архитектуры и градостроительства В.М.Фомина
«О ходе разработки Генплана и основных проектов, включенных в Генплан»
на аппаратном совещании 10 апреля 2017 года
 
На данный момент разработка Генплана г.Казани находится на этапе подготовки утверждаемой части и корректировки материалов по обоснованию проекта. Утверждаемая часть состоит из основного чертежа, карты границ населенного пункта, карты планируемого развития транспортной и инженерной инфраструктуры, карты природно-рекреационного комплекса (ПРК), а также текстовой части генплана – Положения о территориальном планировании. Материалы по обоснованию проекта состоят из пояснительной записки с приложением схем и карт, поясняющих и обосновывающих заложенные в утверждаемой части решения.
После предоставления 25.07.2017 проекта Генплана г.Казани в полном объеме и после устранения разработчиками замечаний планируется провести широкое обсуждение с депутатами, ведущими проектировщиками и застройщиками города. Далее следует процесс согласования с федеральными, региональными и местными министерствами и ведомствами. Кроме этого, на 12 территориях города Казани будут проведены публичные слушания по Генеральному плану. Согласно Градостроительному кодексу РФ срок согласования согласующими органами составляет три месяца, срок проведения публичных слушаний составляет не менее одного и не более трех месяцев с момента оповещения жителей. После всех процедур и согласований новый Генеральный план г.Казани будет представлен на утверждение на сессию Казанской городской Думы в 2018 году.
Прежде чем остановиться на ключевых моментах разработки Генплана позвольте сообщить важную и давно ожидаемую новость. В марте текущего года приказом Министерства культуры Республики Татарстан утверждены границы, предмет охраны и требования к градостроительным регламентам исторического поселения регионального значения г.Казани. Примерная площадь исторического поселения составляет 23,5 км2, она охватывает всю историческую центральную часть г.Казани вплоть до ул.Вишневского, захватывает ул.Ершова до Октябрьского городка, а также часть Кировского района и всю Адмиралтейскую слободу, т.е. в основном там, где сосредоточена большая часть объектов культурного наследия и окружающая их историческая застройка.
Данные обременения касаются сохранения не только основного предмета охраны исторического поселения – исторически ценной градоформирующей застройки, но и видовых панорам, природного ландшафта, планировочной структуры и т.д.
Застройщикам и собственникам земельных участков в историческом центре г.Казани необходимо соблюдать данные требования и до получения разрешения на новое строительство в границах исторического поселения должны иметь положительное заключение от Министерства культуры Республики Татарстан, что приводит к дополнительному увеличению срока по согласованию еще на один месяц.
На сегодня Исполнительным комитетом г.Казани выдается разрешение на строительство в историческом центре города не только при условии наличия положительного заключения Министерства культуры Республики Татарстан, но и также при наличии протокола заседания Межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях при Президенте РТ.
В целом это очень важная и своевременно выполненная работа, т.к. данные границы должны быть отображены в проекте Генерального плана и Правилах землепользования и застройки.
В то же время работу по обеспечению сохранности объектов культурного наследия и охране исторического поселения предстоит продолжить. С этой целью необходимо разработать градостроительные регламенты, включающие предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капстроительства. Кроме того, необходимо разработать основные видовые точки (сектора) раскрытия композиционно-видовых связей (панорам), а также градостроительные регламенты для сохранения этих видовых точек.
Все это предстоит разработать Исполнительному комитету г.Казани в ближайшее время, законодательно сроки не устанавливаются, однако мы планируем до утверждения Генерального плана г.Казани провести соответствующую работу и направить все необходимые материалы разработчику ГУП НИиПИ Генплан Москвы. Так, в границах исторического поселения г.Казани установлены градостроительные регламенты в рамках утвержденного Проекта зон охраны аАнсамбля Казанского Кремля и Проекта зон охраны в отношении всех объектов культурного наследия г.Казани.
На сегодня Исполнительный комитет г.Казани уже начал детальную проработку предмета охраны исторического поселения г.Казани – исторически ценных градоформирующих объектов. Это позволит продолжить работу с Министерством культуры РТ по уточнению как самого предмета охраны исторического поселения, так и по дальнейшей работе по установлению градостроительных регламентов на исторических территориях, свободных от застройки.
Переходя непосредственно к Генплану, напомню, что работа над ним началась в 2015 году. Разработчиком на основании открытого конкурса определен ГУП «НИиПИ Генплана Москвы». Генплан разрабатывается на основании выполненных разработчиком прогнозах развития города до 2035 года.
Принципиальным отличием от действующего генплана является отказ от строительства крупных многоэтажных жилых районов в периферийной части города, присоединенных в 2007 году (Восточная дуга). Предлагается, в рамках развития компактного города, сконцентрировать многоэтажное жилищное строительство, в первую очередь на территории «Салават купере», территориях вдоль берега Волги в районе речного порта, а также Березовой Рощи, Западного Заречья.
Важно отметить, что при проработке материалов Генплана для анализа была взята не только территория внутри границ муниципального образования г.Казани, но и прилегающие территории, что позволило определить контуры Казанской агломерации, учесть потоки маятниковой миграции и развития (в том числе строительства) прилегающих к г.Казани территорий. Был произведен анализ данных сотовых операторов (так называемые Биг Дата), которые позволили с большой точностью просчитать каждодневные рабочие миграции в пределах агломерации. Отмечу, что проект Генерального плана разрабатывается с учетом развития Казанской агломерации (так называемой «Большой Казани»), с сохранением устойчивых агломерационных связей, но при этом без изменения границ муниципального образования г.Казани. 
Работе над Генпланом уделяется большое внимание со стороны правительства республики. Последнее обсуждение документа состоялось в Москве три недели назад с участием Президента республики Рустама Минниханова. Напомню, глава Татарстана заявил на нем, что в зону влияния Казанской агломерации (Большая Казань) в будущем попадут новые осваиваемые территории Зеленодольского, Лаишевского и Верхнеуслонского районов РТ. В связи с чем Президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов принял решение о разработке внесения изменений в схемы территориального планирования (СТП) муниципальных районов в части застройки территорий, прилегающих к Казани. Это позволит установить контроль за использованием территорий, расположенных за пределами границ муниципального образования г.Казани, для предотвращения расбалансированности территории и нагрузки на инфраструктуру в связи с чрезмерными объемами строительства.
Особенностью документа является то, что одновременно разрабатываются Генеральный план, правила землепользования и застройки (ПЗЗ) и местные нормативы градостроительного проектирования (МНГП) одним институтом и во взаимной увязке. Одной из главных задач Генерального плана является обеспечение сбалансированного развития города, в этой связи НИиПИ Генплана Москвы предлагает принципиальное новшество - для жесткого регулирования и администрирования застройки утвердить в Генплане максимальные параметры нового жилищного строительства для каждой функциональной жилой зоны. Хочу обратить ваше внимание, новое строительство на неосвоенных территориях теперь будет осуществляться одновременно с развитием улично-дорожной сети, инженерной и социальной инфраструктуры. С этой целью НИиПИ Генплана Москвы предлагает внести в ПЗЗ три новые подзоны, которые представляют собой механизм отложенных регламентов, заключающийся во временных ограничениях застройки территорий до создания условий комплексного освоения с созданием полноценной инфраструктуры необходимой для этих территорий. Частью данного предложения должна стать разработка договорных отношений с собственниками (инвесторами) по комплексному развитию территории.
В разрабатываемый Генеральный план включено строительство 354 км улично-дорожной сети (УДС) и строительство более 10 развязок. На первую очередь предлагается:
1. Для разгрузки Горьковского шоссе Генеральным планом предлагается строительство дороги общегородского значения I класса вдоль западного хода железной дороги, далее вдоль набережной реки Волга до дороги Казань – Боровое Матюшино.
2. Замыкание Большого Казанского кольца – строительство продолжения улицы Баки Урманче до пресечения с ул.Тихорецкая, где предусмотрено строительство транспортной развязки.
3. Также с целью разгрузки Горьковского шоссе и обеспечения связи жилого района «Салават купере» разработчиком предлагается строительство дороги вдоль проектируемой трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ-2) со строительством транспортных развязок на ул.Васильченко, на пересечении пр.Ибрагимова, ул.Декабристов, ул.Копылова, а также на пересечении с проектируемой дорогой, являющейся продолжением Аметьевской магистрали и проходящей вдоль железной дороги до федеральной трассы М-7.
4. Кроме того для обеспечения транспортной доступности жилого района «Салават купере» запроектировано продолжение дороги по ул.Тэцевская через жилой комплекс «Салават купере» с выходом на федеральную трассу М-7.
Помимо вылетных магистралей, разработчиком Генерального плана запроектирована кольцевая дорога-дублер вдоль трассы М-7.
Реализация всех мероприятий по УДС является затратной для бюджета города, поэтому предлагается также демотивация пользования личным транспортом и приоритетное развитие общественного транспорта. Создана компьютерная транспортная модель г.Казани, учитывающая прилегающие территории и данные сотовых операторов. Планируется передача этой модели вновь создаваемому Бюро транспортного планирования (на базе МБУ «Казгражданпроект») с целью мониторинга и актуализации, в том числе для участия в разработке комплексных транспортных схем (КТС). Важно отметить, что для реализации новых дорог и развязок потребуется изъятие земель и снос. Так как ресурсов для обмена участков в городе нет, то потребуется выкуп земельных участков.
По развитию общественного транспорта московскими специалистами предлагается развитие линий трамвая, в первую очередь скоростного трамвая в новый район «Салават купере». Трамвайную линию планируется проложить по ул.Тэцевская далее до ул.Нурихана Фаттаха, практически трамвай дойдет до центра жилого района «Салават купере».
Первый вариант предполагает прокладку линии по ул.Тэцевская, далее по ул.Химическая до конечной остановки маршрутного трамвая №1 на ул.Беломорская.
По второму варианту трамвайную линию предполагается проложить по ул.Тэцевская до железнодорожного вокзала «Казань-2», до трамвайной остановки ул.Дементьева маршрутных трамваев №1 и №6.
По третьему варианту предлагается проложить трамвайную линию от пересечения ул.Химическая с ул.Тэцевская на южном направлении до ул.Болотникова, до трамвайной остановки ул.Мулланура Вахитова маршрутных трамваев №1 и №5 на ул.Большая Крыловка.
Затем закольцовка существующего скоростного маршрута через «Солнечный город», район ул.Меховщиков до железнодорожного вокзала.
Также важна работа по схеме автобусных маршрутов, парковочной стратегии и перехватывающим парковам, улучшению привлекательности городского пространства путем развития пешеходных и велосипедных связей.
По предлагаемому Министерством транспорта РТ проекту кольцевого пассажирского железнодорожного сообщения разработчики Генплана, с учетом опыта аналогичных проектов Москвы, не выявили положительного влияния на развитие транспортной инфраструктуры города и считают более целесообразным развивать городской пассажирский транспорт.
Одним из новаторских сторон Генплана является дополнительный раздел природно-рекреационного комплекса (ПРК). В отличие от других городов России (и действующего Генплана Казани), где разработаны только либо концептуальные схемы ПРК, либо карты существующих озелененных территорий, в новом Генплане помимо карты ПРК разрабатывается единая структура и механизм создания ПРК с учетом земельного и градостроительного кодекса РФ (с учетом земельно-имущественных отношений). Такого подхода нет ни в одной методологии ПРК России. Суть (упрощенная) механизма заключается в учете и придании правового статуса существующему озеленению и установлению минимальных показателей для вновь создаваемых озелененных участков в каждом новом микрорайоне (функциональной зоны) в генплане. ПРК может стать эффективным инструментом муниципального управления по сохранению и, главное, созданию новых озелененных участков в существующих границах города.
Материалы разрабатываемого Генерального плана имеют электронный формат и позволяют загружать их в единую электронную геоинформационную систему (ГИС). ИСОГД (информационная система обеспечения градостроительной деятельности) станет эффективным и современным инструментом градоуправления и взаимодействия всех структур муниципального образования г.Казани.
Для полноценной работы ИСОГД необходима актуальная топосьемка в масштабе 1:2000. В последний раз карты залетов в М1:2000 выполнялись с 1997 по 1999 года, Кроме того, в связи с неоднократным расширением границ города, на часть территорий топосъемок не имеется.
Внедрение данной (дорогостоящей) системы позволит не только облегчить и свести к минимуму неточности в работе, но и позволит оптимизировать межведомственное взаимодействие как со структурами Исполнительного комитета, так и региональными (Минэкологии – электронная карта) и федеральными (Росреестр, Кадастровая палата, Налоговая и т.д) органами. Это позволит уменьшить сроки оказания муниципальных услуг, а некоторые перевести в электронный вид. В итоге, данные меры приведут к снижению административных барьеров, сокращению сроков оказания части услуг, повышению качества предоставляемых услуг и принятия градостроительных решений, улучшению информированности населения, а следовательно снизить количество обращений и минимизировать негативные реакции от тех или иных решений.