Городская думаИсполнительный комитет

 

В Казани представили экспериментальную оперу

Гамма Скупинский привез кинопремьеру «Апостол» по повести Чехова.
Опубликовано: 06.06.2012 11:12
 
В Казани представили экспериментальную оперу
(KZN.RU, 6 июня, Ольга Герцева). Вчера в Казани в рамках I Международного фестиваля еврейской музыки состоялась уникальная оперная премьера. Известный музыкант Гамма Скупинский представил в кинотеатре «Мир» свою кинооперу «Апостол» - запись премьеры, прошедшей всего 2 недели назад в Лос-Анджелесе.

Помимо того, что опера была представлена нестандартно – через призму киноискусства, сама по себе она является экспериментальным образцом постмодернизма. Автор, Гамма Скупинский, поставил цель приблизить классическое оперное искусство к современному восприятию. Продолжением этого эксперимента стало представление произведения не в театре, а на экране.

Казанская публика и, возможно, публика вообще, еще не совсем готова ломать стереотипы: как и где нужно слушать оперу, какой она должна быть, может ли она включать в свой текст элементы современной поп, рок, хип-хоп культур, как должна выглядеть сцена и артисты и как должен звучать оркестр. Тем не менее, отторжения зала не произошло. Именно поэтому главной своей цели автор достиг – через непривычный формат слушатели смогли понять, что перед ними не просто эксперимент, но образец настоящего искусства. Как бы он ни выглядел, суть его та же, что и в оперных произведениях XVIII-XIX веков – c помощью музыки заставить слушателей испытать сильные эмоции, пережить тот самый катарсис, который «изобрела» еще древнегреческая трагедия.

«Апостол» по повести А.Чехова «Черный монах» - это первая часть пенталогии под общим названием «Edge of Insanity» («Граница безумия»). В каждой из них исследуется проблема человеческого разума и безумия. Вторая опера цикла - «Зона» по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», третья - «Вий» по Н.Гоголю, четвертая - «Выстрел» по повести А.Пушкина, пятая - «Заколдованный портной» по Шолому Алейхему.

Сюжет оперы прост: Андрей, ученый из города, начинает слышать голос черного монаха, который рассказывает ему, что он апостол и ведет человечество к правде. Он приезжает в деревню, и получив благословение отчима Егора, женится на своей подруге детства Тане, увозит ее в город. Но там его настигает безумие, он постоянно говорит с черным монахом.

Сценография у Гаммы Скупинского аскетично современна. В «Апостоле» нет декораций, вместо них используется экран за артистами, на котором появляются изображения, иллюстрирующие действие. Справа от сцены еще один экран, где транслируются реплики персонажей. Помимо этого, артисты очень четко по сравнению с обычной оперой поют в микрофоны. Те, кто понимает по-английски, могли разобрать буквально каждое слово. Для остальных Гамма Скупинский снабдил фильм субтитрами, поясняющими происходящее на сцене.

Новый язык оперы Гаммы Скупинского – это и новая музыка, другой уровень звука. В «Апостоле» нет симфонического оркестра, хотя как рассказал композитор, партитура для оркестра также существует. Пение артистов сопровождает виртуальный электронный оркестр, который звучит на порядок громче симфонического. В партии персонажей включены не только образцы академического пения, но и элементы репа. В партии Андрея они появляются в моменты особого волнения, которые благодаря таким нестандартным средствам воздействуют на слушателя с удвоенной силой.

Как считает сам Гамма Скупинский, композиторы не сочиняют оперы, они пишут эссе на тему оперы, в которое не только можно, но и нужно включать элементы современного автору искусства. Так же поступали и великие композиторы прошлого, например, Чайковский вводил в свои оперы народные песни и романсы. Гамма Скупинский также использовал для создания оперы свой современный опыт. При создании визуального ряда на него оказали влияние работы СКБ «Прометей», в котором он участвовал в студенческие годы. Светомузыка частично воплотилась и при создании фильма об опере – музыка в фильме неизменно сопровождается изображением, близким по стилистике светоконцертам казанского конструкторского бюро 60 – 70-х годов прошлого года.

Экран за актерами – это заимствование средств воздействия медиа. В будущем планируется, что опера будет проходить перед экраном, который гораздо больше того, что использовался в голливудском «Fiesta Hall».

Все эти средства нового выражения искусства помогают существенно экономить силы постановщиков, что по мнению Скупинского, также очень важно. Так, показанная вчера в Казани премьера, была подготовлена буквально за месяц. Это – отражение современного темпа жизни - за один вечер на одной сцене можно поставить сразу несколько одноактных опер. Именно таков замысел автора пенталогии – показать всю ее в течение вечера.

Не отказываясь от академической основы, Гамма Скупинский создал новую оперу, способную говорить с современным молодым человеком на привычном ему языке. И автор надеется, что в скором времени его произведение удастся исполнить на русском языке в России.


« Назад к списку новостей

Просмотров: 3131