Городская думаИсполнительный комитет

 

Современная опера в Казани: очень странный «Странник»

На Шаляпинском фестивале состоялась премьера оперы Родиона Щедрина.
Опубликовано: 15.02.2012 12:12
 
Современная опера в Казани: очень странный «Странник»
(KZN.RU, 15 февраля, Ольга Герцева). Вчера на Шаляпинском фестивале состоялась долгожданная премьера оперы «Очарованный странник» Родиона Щедрина. Чтобы показать ее казанцам, из Мариинского театра Санкт-Петербурга приехали не только солисты и музыкальный руководитель, но и артисты хора и оркестра. За дирижерским пультом был сам маэстро Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра и главный дирижер Лондонского симфонического оркестра.

Для Казани и для Шаляпинского фестиваля современная опера, мировая премьера которой в концертном исполнении состоялась в 2002 году, в новинку. Именно поэтому к событию казанцы проявили большой интерес, театр был полон.

Либретто оперы основано на произведении Николая Лескова: послушник Валаамского монастыря Иван Флягин вспоминает о своей жизни, о том, как нечаянно убил в детстве монаха, за что получил от Бога наказание много раз погибать и ни разу не погибнуть.

Родион Щедрин изначально написал «Очарованного странника» для концертного исполнения. В опере всего три солиста, которые одновременно исполняют партии нескольких действующих лиц. Помимо этого, большую роль в произведении играют хор и оркестр. Музыкальная составляющая произведения вчера была безукоризненной: самый взыскательный слушатель остался бы доволен слаженностью и искусностью работы оркестра, хора и солистов под управлением Гергиева. «Очарованный странник» - редкий в оперном искусстве случай, когда хор находится в нераздельном взаимодействии с солистами, становится в музыкальном смысле действующим лицом. Именно хору в основном принадлежит создание соответствующей атмосферы в той или иной картине оперы. Солисты же в «Очарованном страннике» не только исполняют традиционные оперные партии, но и заикаются, вздыхают, кричат. В этом смысле необычайно талантливо выступил Андрей Попов, который исполняет и засеченного монаха, и князя, и магнетизера, и старика в лесу, каждый раз перевоплощаясь с помощью артистического таланта и вокальных особенностей роли.

В театральном варианте опера «Очарованный странник» была поставлена только в 2008 году в Мариинском театре. Постановка – это фактическое отсутствие декораций и введение в представление миманса, который исполняет роли монахов, цыган, татар. Согласно либретто действие происходит в разных местах, однако на сцене зритель все время видит только деревянную крестообразную платформу с сухими камышами, в которых бродят герои.

В отличие от классической оперы, «Очарованный странник» начинается не с увертюры, а с выхода на крестообразную деревянную платформу с камышами монахов. Они сонно двигаются в полной тишине. Через несколько минут вступает оркестр, но действию так и не удается набрать хоть какую-то динамику. Все протекает медленно и томно, приходя в диссонанс с замыслом композитора, который задумывал «Очарованного странника» как страстное, стремительное музыкальное действо. Таким оно бы и стало, если бы опера была представлена «для концертной сцены для трех солистов, хора и оркестра», как и была написана Щедриным. Но движение музыки разбилось о подчеркнуто скупую, статичную сценографию.

Полтора часа представления «Очарованного странника» - совсем немного по сравнению с трехчасовыми классическими операми – утомили зрителя. Артисты еще находились на сцене, а люди уже начали покидать театр. Создалось ощущение, что они сделали бы это и раньше, если бы в «Очарованном страннике» был антракт…


« Назад к списку новостей

Просмотров: 3323