Городская думаИсполнительный комитет

 

На казанскую сцену вернулась оперная «энциклопедия русской жизни»

Шаляпинский фестиваль открылся блестящей премьерой оперы «Евгений Онегин».
Опубликовано: 02.02.2012 14:49
 
На казанскую сцену вернулась оперная «энциклопедия русской жизни»
(KZN.RU, 2 февраля, Ольга Герцева). Вчера в Татарском государственном академическом театре оперы и балета открылся XXX Шаляпинский фестиваль. Вместе с ним в Казань вернулся «Евгений Онегин» - одна из самых интересных и популярных опер как в России, так и за рубежом.

Выдающийся режиссер Михаил Панджавидзе поставил спектакль, ориентируясь прежде всего на классическую трактовку. Как он говорил на пресс-конференции, главным его принципом в отношении таких сакральных для русской культуры произведений является врачебный - «не навреди». Однако режиссер-постановщик проявил скромность – он не просто не навредил. Вместе с артистами и всеми, кто работал над постановкой, он прекрасно справился со сложной задачей приблизиться к гению Пушкина и Чайковского, показать настоящую «энциклопедию русской жизни» в опере.

Постановка Казанского театра оперы и балета предлагает очень искреннюю, наполненную простыми, доступными образами и эмоциями, трактовку оперы. Это драма о человеческих ошибках, о наивной молодости и первой любви, вступающей в противоречие с реалиями жизни, о том, что счастье – это не только страстная любовь, бурные чувства и мгновенные порывы. «Привычка свыше нам дана, Замена счастию она», - лейтмотив оперы. Она начинается с дуэта помещицы Лариной и няни Филипьевны, которые прожили свою жизнь, и эта пушкинская мудрость стала им доступна, а заканчивается драмой Онегина. Он, «Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь бездействием досуга Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел» и не смог вовремя разглядеть, что его счастье прошло мимо, что он искал его не там, когда оно «было так возможно».

В постановке очень ярко проявилось умение знаменитого режиссера работать с артистами. Их

образы продуманы от начала и до конца и замечательно сыграны.

Центр оперы - Татьяна, душа постановки, ее стержень и нерв. Эту роль исполнила молодая, но уже известная певица Амалия Гогешвили (Московский музыкальный театр им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко). Ее Татьяна очень искренняя и настоящая. Когда она пишет свое знаменитое письмо, каждый сидящий в зале вспоминает о чувствах, которые сопровождали его первую любовь. Высокопарные фразы, которые Пушкин с долей иронией вложил в уста неопытной девочки («То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой...») Татьяна Амалии Гогешвили произносит (точнее поет) так, что зритель ей верит. Верит в ее высокое, настоящее чувство, которому не поверил Онегин. Те же самые слова Онегин скажет Татьяне в последней картине – и только здесь зритель увидит, сколько иронии в них заложено, как они могут быть обманчивы.

Онегин в интерпретации Владимира Мороза (Мариинский театр) тоже отличается цельностью образа. Он отразил прежде всего ту часть личности пушкинского Онегина, которая выражается словами Татьяны: «Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь». Это не эгоист и светский повеса, его «тоскующая лень» в исполнении Владимира Мороза не отталкивает. Он дает зрителю возможность увидеть в своем герое то, что смогли разглядеть в нем чистые душой Татьяна и Ленский. Онегин – человек, совершивший несколько непростительных ошибок, но достойный сострадания.

Необыкновенный восторг аудитории вызвало исполнение Ленского Сергеем Скороходовым (Мариинский театр), в особенности волнующая преддуэльная ария. Сергей Скороходов остается возвышенным и поэтичным на протяжении всей св

оей роли.

Чайковский в опере «Евгений Онегин» делает акцент на одном из трех главных героев в каждом действии, однако дает блеснуть и исполнителям второстепенных ролей. Свой талант смогли раскрыть Елена Максимова (Московский музыкальный театр К.Станиславского и В.Немировича-Данченко) в роли Ольги и Михаил Казанов (Большой театр) в роли Гремина.

Музыкальная трактовка принадлежит выдающемуся музыканту современности Михаилу Плетневу, который дирижировал оркестром. По словам известного музыкального критика Алексея Садовского, «музыкальная трактовка Михаила Плетнева - это пружина, которая растягивается до бесконечности. Этот дирижер владеет многими красками».

Сценография спектакля проста и изящна. Вместо сложных декораций – эффекты освещения, которые во многом заменяют интерьер комнат и бальной залы, создают трагическую атмосферу дуэли Онегина и Ленского (идет снег, горит одинокий костер). Некоторая аскетичность обстановки придает спектаклю изящество, не дает отвлекаться на детали и акцентирует суть. Тем не менее, за счет костюмов и деталей (например, колонны в бальной зале у князя Гремина) создается обстановка, воссоздающая дух пушкинского времени.

Опера «Евгений Онегин» появилась в репертуаре Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М.Джалиля в третий раз, и можно утверждать, что современная постановка - нового уровня и наиболее удачная. Казанский зритель увидел «Евгения Онегина» одним из первых, в 1885 г., на шестой год после первой постановки в Малом театре в Москве, и возвращение спектакля в Казань – само по себе большое событие, для которого отличным поводом стал юбилейный Шаляпинский фестиваль.

Фоторепортаж.
Фото - Алиса Розанова.


« Назад к списку новостей

Просмотров: 3269