Городская думаИсполнительный комитет

 

Премьерой оперы «Джалиль» открылся сезон в Театре оперы и балета

Спектакль посвящен 100-летию со дня рождения композитора Назиба Жиганова, друга татарского поэта-героя.
Опубликовано: 20.09.2011 13:17
 
Премьерой оперы «Джалиль» открылся сезон в Театре оперы и балета
(KZN.RU, 20 сентября, Ольга Герцева). Премьерой национальной оперы открылся 73-й театральный сезон в Татарском академическом театре оперы и балета им. М.Джалиля. Опера о поэте Мусе Джалиле была посвящена 100-летнему юбилею ее автора, композитора Назиба Жиганова, друга поэта.

Национальная опера – это всегда история о народе, о его идеалах, стремлениях, героях прошлого. Опера-поэма о Мусе Джалиле выводит на первый план его масштабную, монументальную фигуру, которая оставляет в тени всех остальных персонажей спектакля, все они служат для него фоном. Это идеальный эпический герой, во всех отношениях он лучший представитель своей нации – только чисто человеческие черты в нем по большому счету стерты, практически отсутствуют. Тем не менее, исполнителю главной роли Ахмеду Агади удалось дополнить роль поэта-героя чертами преданного мужа и нежного отца.

После войны о Джалиле было известно мало, на Родине он считался изменником, Комитет государственной безопасности вел розыскное дело. Лишь после того, как через его товарищей в СССР дошли знаменитые «Моабитские тетради», стало известно о его подвиге, работе в составе подпольной организации, поставившей своей целью идейное разложение легиона нерусских военнопленных, которых готовили к войне против советских войск.

История о его плене, работе в фашистском тылу, о подвиге и героической смерти – главная сюжетная линия оперы. Параллельно с ней возникают картины оставленного дома, Родины. Основной символ дома – женщина с ребенком на руках – несколько раз появляется по ходу действия, каждый раз по-новому. В один момент, в болезненном бреду, Джалиль видит женщину, укачивающую мертвого ребенка. Так образу дома противопоставлен страшный образ войны, протянувшей руки к тем, кого солдаты оставили в тылу. Однако главным символом Родины и дома выступает, конечно, Жена поэта, партию которой исполнила Гульзат Даурбаева. Жена Джалиля Амина получилась в ее трактовке мягкой и женственной.

Необыкновенно удачной получилась постановка Михаила Панджавидзе – именно его работа делает оперу современной, максимально близкой зрителям нашего времени. Она создает образы, понятные человеку XXI века. Минималистичные декорации дополняло использование света и проекции на сцену. Декорации создавали дополнительные ассоциативные ряды. Одним из интересных решений стало то, что на сцене появились животные – немецкие надзиратели вышли на сцену из рядов партера с овчарками. Собаки не только выполнили свою функцию в качестве создания реалистичного антуража, но и по-своему реагировали на происходящее на сцене. Так, одна из собак с большим сочувствием отнеслась к мучениям главного героя в немецком лагере, и чувства животного добавили еще больше красок эмоциональному фону картины.

Михаил Панджавидзе использовал серые, черные тона для создания атмосферы спектакля, создал пугающую картину фашистского плена, ужасов войны. Траур на сцене сменяется светлой картиной только в финальной сцене, когда зритель попадает в мир после войны. Поэт не вернулся, но остались его песни, которые подхватил народ, его стихи прочитала любимая женщина, и в своих песнях он остался жив.


« Назад к списку новостей

Просмотров: 2399