Официальный портал мэрии Казани

Ильдар Абузяров: «Многие города столетиями ждали своего автора»

Ильдар Абузяров: «Многие города столетиями ждали своего автора»

Пригласить в Казань маститых писателей со всего мира, предоставить им на пару месяцев крышу над головой и питание, чтобы они взамен прославили столицу Татарстана в своих произведениях – такую необычную идею озвучил Ильсур Метшин на церемонии вручения ему «Золотого яблока» (международной премии в сфере туризма). Как выяснилось, идея принадлежит писателю Ильдару Абузярову. «Вечерняя Казань» расспросила его о подробностях проекта.

41-летний Ильдар Абузяров - автор девяти книг, наиболее известные его романы - «Хуш» и «Мутабор» - были включены в лонг- и шорт-листы премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга». По его повести «Курбан-роман» татарстанский режиссер Салават Юзеев снял одноименный художественный фильм. В 2011 году Абузяров стал лауреатом Новой Пушкинской премии, а в 2012 году - лауреатом премии имени Валентина Катаева. Только что в издательстве ЭКСМО вышла его новая книга «Концерт для скрипки и ножа».

- Ильдар, вы родились и большую часть жизни прожили в Нижнем Новгороде. Последние годы живете в Москве. А что вас связывает с Казанью?

- В молодости я работал выпускающим редактором в газете «Гудок». Сначала редакция базировалась в Нижнем Новгороде, а потом ее перевели в Казань. Я жил здесь в общежитии несколько месяцев. Но тогда еще не писал прозу. Позже приезжал сюда в качестве гостя на различные мероприятия. Был и на церемонии вручения столице Татарстана «Золотого яблока», где мэр Ильсур Метшин публично озвучил мою идею. До этого я написал ему письмо, в котором изложил ее суть, и он моментально на него отреагировал.

- И в чем же суть?

- Будем приглашать в Казань известных писателей. Мэр выразил пожелание, чтобы среди них были те, кто проживает в городах, с которыми у Казани налажены деловые и культурные связи: Париже, Стамбуле и т.д. Необязательно, что они создадут здесь какой-то шедевр, но, по крайней мере, город войдет в их орбиту, они будут думать о нем, он останется в их сердце. И рано или поздно в том или ином варианте это стопроцентно «выстрелит». К тому же сейчас у каждого писателя есть подписчики в соцсетях. Находясь в каком-то городе, он невольно будет делать ему пиар, выкладывая фотографии, раздавая интервью... Все это повысит узнаваемость Казани, ее туристическую привлекательность.

Татарстан сейчас тратит огромные деньги на спорт, содержание футбольных, хоккейных команд, спортивные мероприятия. Они выполняют свою социальную функцию, но это не имеет долгосрочной перспективы. Казань, допустим, знают болельщики. Но что дальше?

В свое время Париж как туристический центр открыли Гюго, Дюма, их дело продолжили Аполлинер, Пикассо, Хемингуэй... Они создали ему романтический ореол, и влюбленные пары со всего мира до сих пор стремятся попасть в Париж.

- А где гарантия, что писатели поедут в Казань?

- Арт-резиденции для писателей есть в разных странах, и они туда едут в поисках новых впечатлений. К примеру, у литераторов бывает творческий тупик: они пишут какое-то крупное произведение и не знают, куда поместить своего героя или чем закончить роман. Приезд в новое место поможет разрешить эту ситуацию. Творчество ведь процесс непредсказуемый... Я уверен, что если в Казани создать комфортную среду, то и сюда поедут. Главное - приглашать действующие «боевые единицы». Писатель, как спортсмен, должен быть в хорошей творческой форме, тогда коэффициент его отдачи будет выше.

- Кстати, некоторые местные авторы успели обидеться, что писать о Казани будут приезжие…

- А что мешало им самим создать такие произведения? Ведь даже песни известной о Казани нет... На самом деле многие города столетиями ждали своего автора, который их мифологизировал. Стамбул воспел Орхан Памук, бренд Лондона - это Шерлок Холмс. А ведь Конан Дойл писал свою сагу о Холмсе для заработка, не понимая, что творит легенду.

- У вас уже есть список писателей, которых планируется пригласить в Казань?

- Мы сейчас только создаем проект арт-резиденции, не знаю, кто будет в дальнейшем заниматься приглашением авторов, но здесь важен личный контакт. У меня такие контакты есть. С ходу могу назвать нескольких, с кем я уже обсудил идею и хотел бы пригласить их в Казань. Это писатели, которые создали мифы о своих территориях: Алексей Иванов (Пермь), Герман Садулаев (Чечня), Андрей Аствацатуров (Санкт-Петербург), Сергей Шаргунов (Москва), поэт Всеволод Емелин (Москва)...

- Есть ли какая-то конкретика по поводу бытовых условий для творцов?

- В мире есть разные резиденции – где-то их содержит правительство, где-то они частные, некоторые выделяют авторам гранты по 1000 и даже по 5000 евро, другие просто оплачивают питание и предоставляют жилье. На встрече с мэром Казани мы обсуждали, как это можно организовать. Я предложил выделить для проживания гостей один из пустующих особняков в Старо-Татарской слободе. Казань - конечно, красивый город, но его архитектура привычна глазу европейца, а вот сохранившихся деревянных построек немного. По реакции иностранцев я вижу, что им это интересно. Татарская слобода с ее национальной экзотикой подходит лучше всего. Еще я предложил выделять по 10-20 тысяч рублей в месяц на питание, чтобы писатель не был озабочен бытовыми проблемами. Это небольшие расходы, учитывая, что кто-то пробудет здесь две недели, кто-то 2-3 месяца.

- Гранты не запланированы?

- Если выделять гранты, то приедут те, кто хочет подзаработать. А я противник этого: любовь за деньги не продается.

- А вы сами не хотели бы создать произведение о Казани?

- Я давно хотел написать роман о Казани, даже бредил им. Но поскольку я город не знаю, не чувствую, то пока не в состоянии вытянуть эту историю. Я сейчас хожу-гуляю по улицам, проникаюсь их духом. Чтобы установить личные взаимоотношения с городом, здесь нужно пожить. Для этого и нужна арт-резиденция. Образно говоря, это то интимное пространство, где мы оставляем писателя и город наедине. Кстати, если вернуться к теме местных авторов, то для них Казань как жена. А жена не вдохновляет...

Опубликовано в «Вечерней Казани» 10.05.2017

 

▲ Наверх