Официальный портал мэрии Казани

М.Кадыров: «С музыкантами военного оркестра можно играть любые произведения»

М.Кадыров: «С музыкантами военного оркестра можно играть любые произведения»

(Город Казань KZN.RU, 30 марта, Антон Ноздрин). 2016 год стал юбилейным для оркестра Культурного центра МВД по Республике Татарстан – самый дисциплинированный по долгу службы оркестр отмечает 20-летие. О том, как начиналась история оркестра, первых выступлениях, запоминающихся концертах в интервью читателям KZN.RU рассказал дирижер оркестра, заслуженный артист Республики Татарстан, подполковник полиции Марат Кадыров.

МУЗЫКАНТЫ ОРКЕСТРА ДЛЯ МЕНЯ КАК РОДНЫЕ ДЕТИ

Марат Шамилович, добрый день. Расскажите, как начиналось становление оркестра-юбиляра?

М.К.: Вы знаете, у меня с детства была мечта – управлять музыкальным коллективом. Примером мне тогда служил Гленн Миллер, создавший оркестр ВВС США. В 1995 году ко мне обратились заместители командира полка патрульно-постовой службы УВД Казани с идеей создать оркестр МВД. Предложение было интересным, и я согласился. Мы начали отбор музыкантов. Многие ребята не представляли себе специфики. А некоторые даже опасались, что кроме основного занятия придется ловить преступников (смеется). В итоге переговоров к началу 1996 года я смог набрать 8 музыкантов. Первый приказ на зачисление в оркестр вышел 26 января 1996 года, на меня приказ сделали 2 февраля. Так и был создан первый состав нашего коллектива. И уже 17 апреля состоялось первое выступление. Именно эту дату мы и считаем днем рождения оркестра.

Расскажите про первое выступление? Как готовились к нему? Возможно, возникли какие-то трудности?

М.К.: Первое выступление мы должны были проводить во время развода Казанского гарнизона милиции возле Центрального стадиона. Поясню – это такое мероприятие, когда все силы и подразделения полиции (а тогда милиции) столицы Татарстан собираются на инструктаж. Событие это довольно торжественное, и все жители города видят, что милиция работает, что готова по первому зову защитить жизни людей.

Что касается непосредственно нашего выступления, то здесь вышел небольшой курьез. Мы, как военный оркестр, должны были выступать в милицейской форме. Но обмундирование прислали незадолго до концерта. Форма была со склада, мятая, как говорится, необорудованная. Мы тогда со старшиной оркестра Рустамом Кирпичевым с утра до ночи отглаживали кители, пришивали нашивки и так далее. Все 8 комплектов! Успели. И наше выступление состоялось.

Расскажите, как набирались музыканты в оркестр?

М.К.: Мир музыкантов Казани я знал досконально – он не так велик на самом деле. Дирижеров еще меньше. Кого-то я нашел в военном оркестре, кого-то – в ансамбле песни и пляски. С некоторыми ребятами вместе учился, с кем-то вместе служил, ездил на гастроли. В каждом случае отбор проводил лично – беседовал с кандидатом, рассказывал о специфике работы, отмечал плюсы, новые возможности. В конце концов, был создан боеспособный коллектив. Из первого состава сейчас в оркестре осталось двое – баритонист Сергей Пузырев и кларнетист Рустам Сираев.

Сколько человек прошло через ваш оркестр за 20 лет? Запомнился ли кто-то особенно?

М.К.: Сегодня коллектив состоит из 15 музыкантов. За всю нашу историю было достаточно много человек – около 20. Запомнились все. Ведь музыканта надо сначала найти, убедить выступать. Причем, с музыкантом нужно разговаривать ежедневно. Я каждого пропустил через свое сердце, поэтому, помню каждого члена нашего коллектива.

Общаетесь ли вы вне сцены, вне репетиций?

М.К.: Да, конечно. Поддерживаем отношения между собой. Не могу сказать, что общение у нас плотное – у всех есть семьи, друзья. И естественно, что выходной день хочется посвятить своим близким. Но мы ездим друг к другу в гости, на рыбалку выбираемся время от времени. Есть еще один момент – для музыкантов я все же руководитель. И может, на уровне подсознания они меня ассоциируют с работой. На репетиции – я, после нее – снова я. Но гостей я с удовольствием принимаю. Для меня музыканты оркестра – как родные, как собственные дети.

За 20 лет у коллектива, наверняка, появились свои традиции…

М.К.: Естественно, что мы поздравляем друг друга с праздниками, с днем рождения, свадьбой, рождения ребенка. При печальных событиях в беде не бросаем. Каких-то необычных традиций у нас нет. Бывает, когда ребята встречаются, один начинает наигрывать какую-то мелодию, второй подхватывает, подключается третий. Возникает интересная импровизация, шутят так между собой. Ну а, например, надеть сначала левый ботинок перед выступлением, такого нет.

ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ ОРКЕСТРА МВД – ЭТО ПУБЛИКА

Расскажите, из каких произведений состоит ваш репертуар?

М.К.: Есть такой стереотип – военный оркестр играет марши, вальсы, похороны и все. Мы решили сломать этот стереотип. В составе оркестра не сантехники играют – мы все профессиональные музыканты с высшим образованием. И с этими людьми можно играть любые произведения. Вопрос только в составе коллектива. У нас сейчас 15 человек, значит, можем играть эстрадные и джазовые композиции для духового оркестра. Что касается классики: композиторы писали произведения, где требуется целый ряд скрипок или других инструментов. Конечно, можно исполнить и эту музыку, но получится просто пародия. Музыку Чайковского нельзя «ломать» маленьким составом.

А что вы исполняете чаще всего?

М.К.: Как патриот, я использую татарскую и российскую музыку, причем более 50% репертуара занимают именно татарские произведения в джазовой и эстрадной обработке. Поверьте, кроме нас, эту музыку не исполняет практически никто. Есть несколько коллективов, но в их репертуаре только 2-3 татарских произведения.

Многие в России играют и зарубежную музыку. Я их не отвергаю – хиты Майкла Джексона, «Scorpions», «The Beatles» востребованы у населения, и будут нужны всегда. Я считаю, что, работая в Татарстане, нужно играть, в первую очередь, татарскую музыку, российскую и потом уже зарубежные «золотые» хиты, а не поголовно «сидеть» только на них.

В чем специфика работы в оркестре МВД?

М.К.: Наше главное отличие от других – это публика. В первую очередь задача нашего оркестра – обеспечение мероприятий Министерства внутренних дел. Мы играем для сотрудников полиции. А они каждый день имеют дело с преступниками. Фактически, рискуя собственной жизнью, спасают других. Они – герои, пример для подражания. Работать для таких людей для меня – честь. Для них наши концерты – это отдушина. Как в известном фильме – «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Это благодарная публика. Я всегда говорю ребятам – не бывает второстепенного концерта или мероприятия. Всегда надо играть, как в последний раз. Вот тогда будет отдача и понимание публики.

Какой концерт запомнился больше всего?

М.К.: Каждый выход на сцену мы отрабатываем с полной отдачей, поэтому, любое выступление запоминается. Могу выделить 5 концертов в Гудермесе. В 2007 году там был временный отдел наших сотрудников, для которых мы и выступали. Когда мы начали играть татарские композиции, у людей потекли слезы. Для них мы привезли частичку Родины. Мы жили там неделю, и каждый вечер сотрудники этого отдела приходили ко мне, рассказывали истории из жизни, просили советов. С некоторыми мы общались до самого утра. Я для них был как психолог. Это было и приятно, и почетно, и ответственно.

Были ли случаи, когда не сразу получалось «расшевелить» публику?

М.К.: На празднование 1000-летия Казани к нам приехали сотрудники из других городов для обеспечения правопорядка. И в одной из частей внутренних войск мы давали концерт для солдат-срочников. Специально подготовили композиции группы «Любэ», музыку из кинофильмов. Но публика была «тяжелая». Даже аплодисменты были по команде. Я начал поднимать ребят из зала, шутить с ними, просить, чтоб анекдоты рассказали. Выяснял, у кого ближайший день рождения и ему посвящал композицию. На 4-5 произведение смог «расшевелить» – ребята на полтора часа забыли, что в армии служат. После концерта благодарили, а их командир удивился, как я смог найти подход к солдатам.

В истории оркестра есть заграничные турне. Можете рассказать о них подробнее?

М.К.: В 2000 году нас пригласили во Францию для участия в фестивале оркестров. Мы тогда дали концерты в 17 городах страны. В основном репертуар составили из татарских композиций. Чайковского, Шостаковича французам уже привозили, а вот нашу национальную музыку – нет. И людям понравилось. На каждом концерте – полные залы, после выступления – слова благодарности. Хочу еще отметить, что за границей оркестры встречают просто шикарно. В каждом французском городе нас приветствовал мэр. Нам очень понравилось.

«ФАНФАРЫ КАЗАНИ» ОБЪЕДИНЯЮТ ОРКЕСТРЫ СО ВСЕЙ СТРАНЫ

Вы являетесь художественным руководителем фестиваля «Фанфары Казани». Расскажите, как появилась идея проведения такого мероприятия?

М.К.: В первую очередь – это, конечно же, кадровая проблема. С которой столкнулся не только я, как дирижер. Во времена СССР поступить в Московскую консерваторию было просто невозможно. А с развалом Советского Союза и изменением идеологии работа музыканта стала невостребованной и непопулярной. Я считаю, что необходимо возродить эту профессию. Наш фестиваль – это большое подспорье в этом вопросе. Ведь что такое «Фанфары Казани»? Это концерт лучших коллективов со всей страны. Это возможность обмена опытом, репертуаром. Когда видишь, как работают другие коллективы из разных регионов страны, то растешь в профессиональном плане, развиваешься.

«Фанфары Казани» объединили не только казанские оркестры, но и коллективы всей страны. Начиная с 2012 года, мы провели уже 4 всероссийских фестиваля. В этом году планируем сделать и пятый. Интерес к нему огромен – в Казань хотят приехать коллективы Израиля, Казахстана, Белоруссии. Надеюсь, что в августе этого года «Фанфары Казани» станут международными.

Каким вы видите будущее «Фанфар»?

М.К.: В Москве есть замечательный фестиваль «Спасская башня». И изначально он создавался для военных оркестров. Однако сейчас концепция мероприятия отличается от первоначальной – выступлений именно оркестров мало. На сцене – танцы в шотландских килтах и с китайскими веерами. Мы хотим, что бы то, что заложено в Москве, продолжилось у нас. А для танцев есть и другие шоу.

Вернемся к юбилею оркестра. Как вы планируете его отметить?

М.К.: Ежегодно в честь даты образования оркестра мы даем концерты. Этот год не станет исключением. С октября прошлого года мы провели уже 10 концертов в городах Татарстана. 8 апреля состоится наше большое выступление в Государственном Большом концертном зале им.Салиха Сайдашева. Исполним наши новые композиции, еще нигде не звучавшие. После запланировано еще 5 концертов в городах республики. То есть всего пройдет 17 выступлений в честь юбилея.

Марат Шамилович, поделитесь секретами успеха оркестра.

М.К.: Вы знаете, для нас главная оценка нашей работы – мнение людей на концерте. Мы стараемся, что бы публика забыла о невзгодах, проблемах в семье, получила позитив и просто отдохнула душой и телом. Хотелось бы и дальше работать в том же ключе на благо Татарстана и России.
 

 

▲ Наверх